Home > Консалтинг, Маркетинг, Менеджмент > Оценка стоимости бизнеса

Оценка стоимости бизнеса

December 25th, 2011

Практические аспекты применения методов оценки стоимости бизнеса в сделках слияния и поглощения.

Украинские реалии.

Всякий корпоративный руководитель (ТОП-менеджер) на протяжении своей карьеры почти наверняка окажется вовлечен хотя б в одну (а скорее не в одну) крупную стратегическую сделку.

Даже если такая сделка не будет завершена, ему неминуемо предстоит, как минимум, подвергнуться «испытанию на прочность» со стороны другой компании (т.е. получить индикативное предложение о слиянии или поглощении), или самому вступить в торги за некое предприятие, выставленное на продажу инвестиционными банками, или схлестнуться с коллегами по бизнесу в дебатах о достоинствах намеченной сделки (либо о результатах уже произошедшего приобретения).

Ничто, наряду с другими факторами, не имеет такого большого значения для удачного завершения сделки, как цена.

Оценка проходит «красной нитью» во всем процессе продажи/покупки бизнеса (в среднем от 3 до 12 месяцев): на начальном этапе важен подход к оценке обоих сторон и ожидания по цене; на последующих этапах важным является возможность «регулирования» цены (price adjustment) в соответствии с выявленными во время дью-дилиженса рисками, а также механизмы и формы финансирования сделки (что в свою очередь может также влиять на оценку).

I.   Определение Оценки стоимости бизнеса

Оценка стоимости бизнеса

Оценка стоимости бизнеса является процедурой, цель которой – расчет стоимости бизнеса или предприятия, либо доли в них.

 Почему стоит ценить стоимость?

Менеджеры, которые стремятся к созданию стоимости для своих акционеров, лучше заботятся и о здоровье своих компаний, нежели те, кто не уделяет достойного внимания стоимости

Более того, когда целью компании является максимизация стоимости для акционеров, расточительное расходование денег на непривлекательные и бестолковые инвестиции гораздо менее вероятно, чем когда менеджеры преследуют какие-то другие цели (например, поддержание уровня занятости, прочее)

Более здоровые компании, в свою очередь, укрепляют экономику в целом, способствуют повышению уровня жизни людей и открывают перед ними более богатые возможности для карьерного роста и ведения бизнеса.

Экономика, ориентированная на акционеров, как показывает практика, работает лучше, чем иные экономические системы. При этом интересы других прослоек населения не страдают от этого.

Основные МИФЫ оценки стоимости бизнеса

Миф №1:

Оценка – объективный путь к «реальной» стоимости
Правда №1.1: Любая оценка является предвзятой и несправедливой. Единственный вопрос: в какой степени и в каком направленииПравда №1.2: Направление и величина предвзятости в вашей оценке прямо пропорциональна тому, кто вам платит и сколько вам платят

Миф №2:

Хорошая Оценка дает более точную цену
Правда №1.1: Не существует точных оценокПравда №2.2: Результат оценки будет более «правильным», когда оценка будет менееточной

Миф №3:

Чем более количественнее будет модель оценки, тем лучше будет оценка
•  Правда №3.1: Понимание модели оценки с точностью до наоборот связано с кол-вом вводных данных•  Правда №3.2: Более простые модели оценки дают более качественный результат, чем сложные модели

Особенности Оценки бизнеса на практике

■ Прежде всего, математика, используемая для оценки бизнеса  процессах в Украине на сегодняшний день, – проста и не имеет ничего общего с мегабайтными файлами Excel, миллионными вводными и допущениями, используемыми для оценки стоимости акций на бирже.

■ Во-вторых, любой инвестиционный банкир, съевший пуд соли на сделках слияния и поглощения, с уверенностью скажет, что Оценка – это не наука, а искусство.

■    Нет «правильной» оценки в таком сложном вопросе, как оценка бизнеса. Любое из всех допущений, используемых в модели, будет оспорено экспертом с другой стороны стола.

Оценка бизнеса – это не теорема Пифагора, – в ней нет правильного решения. В связи с этим, очевидно, что понятие «оценка» в процессах (а именно согласованная цена приобретения) не определяется холодным научным методом или сложными математическими вычислениями.

Оценка определяется исключительно переговорным процессом сторон.

Основные ошибки Оценки бизнеса

Со стороны продавца:

■    Продавец практически в 100% случаях переоценивает стоимость своего бизнеса ввиду таких возможных факторов:

  • недостаточное владение «реальной» информацией о текущем состоянии бизнеса и его перспективах
  • непонимание   рыночных   тенденций   своего   бизнеса   и/или недостаточная осведомленность о конкурентах и их планах
  • нежелание принять тот факт, что стоимость бизнеса не равна сумме вложенных как финансовых средств, так и моральных ресурсов (distressed assets)

Со стороны покупателя:

■    Оценка покупателя может значительно отличаться от справедливой по следующим причинам:

  • недостаточность анализа бизнеса приобретаемой компании ввиду сокращенного процесса продажи, например, или ввиду недостаточности людских ресурсов
  • недобросовестность продавца и нераскрытие важных факторов, которые могут влиять на развитие бизнеса в будущем (налоговые, юридические риски). Private placement.

•      непонимание локального рынка (законодательство) и перспектив рынка (спрос, конкуренция, ценообразование)

Доходный подход (DCF)

КОГДА?

Доходный метод наиболее логично использовать в случаях, когда:

  • есть наличие информации и понимание точных будущих фин.результатов
  • есть возможность верно оценить ставку дисконтирования (оценить риски)
    • и самое главное, есть уверенность в том, что первые два пункта точны и актуальны

ЧТО?

Наиболее часто данным методом пользуются для оценки:

  • корпоративных ценных бумаг (гарантированные выплаты)
    • бизнеса  для   выхода   на   международные   рынки   капитала через размещения, заимствования, прочее
    • бизнеса пост-фактум после приобретения (формальные расчеты эффективности инвестиций)

КАК?

Метод предполагает собой установление стоимости бизнеса или его части путем расчета текущей стоимости ожидаемых будущих денежных потоков посредством дисконтирования.

Метод работает, когда оцениваются гарантированные низкорисковые денежные потоки (развитые рынки, государственные облигации)

Формулы обеспечивают научную составляющую, а искусство (прогнозирование будущих потоков) дает верный результат

Сравнительный подход (рыночный)

КОГДА?

Использовать сравнительный метод оценки многие эксперты рекомендуют когда:

  • необходимо быстро оценить диапазон стоимости бизнеса («Экспресс-оценка»)
  • есть в наличии достаточно актуальной информации по компаниям-аналогам либо проведенным сделкам в данном секторе

ЧТО?

Метод используют для определения стоимости:

  • действующего бизнеса (либо доли в нем), процессы которого понятны

тому, кто оценивает (напр. собственнику для выкупа доли)

  • для формирования индикативного необязывающего предложения

покупке бизнеса в процессе

КАК?

Метод предусматривает сравнение оцениваемого бизнеса с аналогичными бизнесами, которые были реализованы на открытом рынке при конкуренции и прочих равных условиях. Источниками информации для применения данного подхода в оценке бизнеса являются открытые фондовые рынки, предыдущие сделки с активами рассматриваемого бизнеса, а также рынок поглощений.

Метод дает возможность оценить бизнес на основании стоимости подобных компаний к выбранным показателям

Затратный подход (стоимость активов)

КОГДА?

Затратный метод или метод стоимости активов используют, когда:

  • бизнес имеет очень низкую или негативную стоимость *
    • компания не начала бизнес-активности, а только осуществила инвестиции в ОС (приобретение компанией Coca-Cola российского производителя воды Аква Вижин в 2007 г. за $260 млн.)

Метод используют для определения стоимости:

  • недавно запущенного бизнеса и вновь открывшихся предприятий
  • холдинговых компаний и инвестиционных фирм (КУА)
  • при ликвидации компании и оценке ликвидационной стоимости
  • для недействующего бизнеса

КАК?

Метод рассматривает оценку стоимости бизнеса с точки зрения понесенных расходов. Как правило, балансовая стоимость активов далеко не является определением рыночной стоимости. И поэтому задача оценки бизнеса первоначально состоит в их тщательной переоценке. Затем из полученного показателя вычитается текущая стоимость обязательств, тем самым рассчитывается оценочная стоимость собственного капитала предприятия.

Метод дает возможность оценить неработающий либо убыточный бизнес

Здравый смысл

Для любого покупателя процесс оценки стоимости бизнеса не должен быть просто упражнением по применению той или иной формулы или инвестиционных критериев.

Покупатель бизнеса любого типа и калибра должен также изучить финансовое «здоровье» бизнеса, включая тренды его финансовой ситуации и отрасли в целом; а также макроэкономические показатели и тенденции, статус отношений между компанией и ее покупателями, поставщиками и сотрудниками.

Даже ограниченное количество здравого смысла укажет на то, что покупатель не должен платить одну и ту же цену за две компании с одинаковым текущим показателем EBITDA , если EBITDA первой компании росла +20% ежегодно, а этот показатель второй компании падал из года в год и интервью с покупателями указывают на то, что качество продукции компании имеет определенные проблемы.

Профессиональная оценка стоимости бизнеса может и должна базироваться на основных методологиях, применимых к конкретному случаю. При этом не должна быть заменой тщательного due diligence и здравого смысла

Примеры оценки бизнеса в Украине

Основные предпосылки успешной продажи:

Компания Сандора – лидер рынка безалкогольных напитков; 50% доли рынка соков и сокосодержащих напитков (ССН)

Удачный выбор периода: в 2007 году рост рынка ССН оценивался на уровне 20% в год

Прозрачная корпоративная структура и система управления

Международная финансовая отчетность

История успеха

Сильнейшая на рынке команда ТОП-менеджмента

Адекватная кредитная нагрузка

Современная производственная база и лучшая система дистрибуции в отрасли

Конкуренция внутри потенциальных покупателей (Pepsi or Cola)

Финальная Оценка стоимости бизнеса иногда в разы отличается от рыночных мультипликаторов, которые не могут учитывать основные предпосылки продажи и ключевые аспекты приобретаемого бизнеса

Основные предпосылки успешной продажи:

Росинка – бренд №1 на безалкогольных газированных напитков в Киеве и Киевской области, которые являются самым большим рынком сбыта по сравнению с другими областями

Компания имела положительную динамику роста операционных и финансовых показателей (+25% роста в 2005-2007 гг.)

Прозрачная   корпоративная   структура;    юридическая   чистота   активов; отсутствие значительной долговой нагрузки

Международный аудит

Наличие собственных скважин и современного оборудования (не было необходимости дополнительных инвестиций)

Диверсифицированный продуктовый портфель (сладкая вода, минеральная вода, квас, слабоалкогольные напитки, сокосодержащие напитки)

Высокая динамика роста и ненасыщенность рынка

Конкуренция среди потенциальных покупателей для выхода на рынок

Финальная Оценка стоимости Росинки компанией Orangina Schweppes в 2007 г. (цена приобретения):

Цена приобретения отвечает рыночным мультипликаторам и была достигнута благодаря удачному переговорному процессу

Основные предпосылки успешной продажи:

Шосткинский гормолкомбинат – ведущий украинский производитель твердых сыров с долей рынка в Украине 5%

Сильный бренд

 Развитая сеть сбора молока (работа с сельхозпроизводителями)

Отлаженная   работа   с  локальными дистрибуторами направление. Присутствие во всех национальных сетях и развивающееся экспортное

Сильная команда управленцев со стажем работы на предприятии по 20 + лет

Прозрачная корпоративная организационная структура; юридическая чистота активов Международные стандарты финансовой отчетности

Высокое качество продукции; широкий портфель; акцент на высокомаржинальных продуктах (твердый сыр)

Удачный временной подход: период консолидации отрасли

IV. Как увеличить Оценку стоимости бизнеса: по обе стороны «баррикад»

Sell – side: основы «тюнинга» бизнеса (1)

Несмотря на то, что в нашей стране фактически не существует классический фондовый рынок, и довольно трудно увидеть, сколько стоит созданная вами организация, пусть даже самый маленький магазин, гостиница, или мелкое предприятие, для многих постоянный рост стоимости своей организации остается более важной задачей, нежели объем полученной в конкретный период прибыли.

Увеличение стоимости компании является естественным желанием любого собственника. В свою очередь, задача собственника создать наиболее эффективную мотивационную систему для ТОП-менеджмента, который на практике и будет реализовывать механизмы увеличения цены.

Наиболее эффективным вариантом корпоративной стратегии является тот, при котором организация (менеджмент // акционеры) последовательно повышает стоимость бизнеса

Sell – side: основы «тюнинга» бизнеса (2)

Корпоративное управление

Высокопрофессиональный менеджмент

Прозрачность корпоративной структуры, чистота активов, высокая репутация у поставщиков и покупателей

Четкая система управления и мотивации, имидж   и   профессионализм ТОП-менеджмента

Понимание будущего развития рынка, необходимость   инвестиций, новые ниши/продукты

Растущая доля рынка, конкурентные преимущества, понятное регулирование отрасли

Международный аудит, динамика роста, понятные будущие денежные потоки, высокая маржинальность

Buy – side: справедливая оценка стоимости

Рынок M&A Украины отличается от других «классических» рынков тем, что большинство сделок проходит закрыто и не публично.

В этой связи потенциальным покупателям, для того, чтобы а) правильно оценить бизнес и б) остаться победителем в процессе продажи, следует придерживаться следующих рекомендаций:

 ■         провести полноценное изучение бизнеса (due diligence), оценить динамику роста рынка, важность и перспективы конкурентов. Провести консультации с экспертами рынка

■         вывести    рыночные    базовые    мультипликаторы    стоимости потенциального приобретения

■         применить к мультипликаторам необходимые дисконты либо премии за все «за» и «против», «угрозы» и «возможности» бизнеса и отрасли

■         добавить эффект синергии (если применимо) и…

 ПРЕДЛОЖИТЬ МАКСИМАЛЬНО КОМФОРТНУЮ ЦЕНУ, УЧИТЫВАЯ ВЕШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ПОДКЛЮЧАЯ ЗДРАВУЮ ЛОГИКУ

«Справедливая» оценка для каждого индивидуального покупателя может быть разной и отличаться в разы. Победителем в тендере и конечным покупателем часто становятся компании, предложившие, помимо более высокой цены, еще и прочие условия, необходимые для успешной транзакции

Консалтинг, Маркетинг, Менеджмент ,

  1. No comments yet.
  1. No trackbacks yet.
You must be logged in to post a comment.